Мой сайт
your slogan
Понедельник, 08.03.2021, 13:12


Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Июль » 15 » СОВЕТСКАЯ ИМПЕРИЯ. Елизавета Листова. 6 из 11. Метр�
19:33
 

СОВЕТСКАЯ ИМПЕРИЯ. Елизавета Листова. 6 из 11. Метр�

Тема № 214 | Кому: Всем | Отправлено: 11/04/2009 15:15:18

Авторы: Режиссер: Сергей Комаров
Автор: Елизавета Листова

Советская империя.

Советская Империя - Братская ГЭС
Новый фильм Елизаветы Листовой посвящен созданию самой знаменитой советской электростанции - Братской ГЭС.
Ее воспел в своей поэме Евгений Евтушенко, о ней написали свои лучшие песни Александра Пахмутова и Николай Добронравов, на нее считали честью поехать лучшие артисты страны, ее мечтали строить миллионы комсомольцев. Но государственный приказ о ее строительстве до сих пор засекречен.
Братская ГЭС, выросшая на сибирской реке Ангаре, сразу стала советской легендой. Но предназначалась электростанция не для гражданских целей, а для совершенно секретного производства оружейного плутония. Официально пуск ее первой турбины осуществил Никита Хрущев. А на самом деле это сделал совсем другой человек...
Конечно, Братская ГЭС давала самое дешевое электричество в стране. Колоссальные социальные и экологические последствия такого колоссального и масштабного проекта, как строительства ГЭС, первым обозначил писатель Валентин Распутин на страницах "Прощания с Матерой". Счет затопленным деревням и лесам идет до сих пор.

Советская Империя - Высотки
Знаменитые московские высотки были задуманы как гимн Великой Победе, но стали памятником Холодной войне. Основное назначение этих зданий - архитектурный паритет сверхдержав.
Новое здание МГУ и советская атомная промышленность - близнецы-братья. Их строили одни и те же люди. Проектировщики делали чертежи высотных зданий в натуральную величину, а скульпторы лепили пролетариев с заключенных. Гвозди на строительство выделялись распоряжением Совета Министров.
Сколько стоил советской стране этот паритет? Как высотка МИДа обрела шпиль и из чего он сделан? Почему дом у Красных ворот строили с наклоном? Как творческая элита писала Берии письма с просьбами о квартирах и что он им отвечал? Где должна была стоять еще одна высотка, почему ее там нет и что вместо нее? На эти и многие другие вопросы отвечают создатели документальной ленты.

Советская Империя - Гостиница Москва
Гостиница "Москва", ставшая своеобразным символом советской эпохи, была построена в самом сердце столицы, напротив Кремля, в 1935 году. Украсив своей необычной архитектурой центр города, это грандиозное сооружение получило статус "первой пролетарской гостиницы на тысячу мест".История проектирования и строительства гостиницы опутана интригами и закулисной борьбой архитекторов различных направлений. Cам Иосиф Виссарионович Сталин приложил руку к выбору нестандартного решения фасада, что и привело к известной "разнобокости"."Москва" известна не только оригинальным внешним видом, но и своими постояльцами, в числе которых - артисты и писатели, маршалы и доярки, депутаты съездов и участники кинофестивалей. Телезрители познакомятся с рассказами очевидцев и потомков именитых жильцов этого временного пристанища, которое для многих стало и настоящим домом, и частью жизни, а также узнают обо многих смешных и грустных историях, происходивших в стенах гостиницы. Фильм сделан в оригинальной манере с использованием компьютерной графики и полиэкранов (картинка в картинке). Яркий, живой
и остроумный рассказ ведет автор ленты, которая с помощью специальных технологий оказывается внутри кадров документальной хроники прошлых лет.

Советская Империя - Каналы
"Москва - порт пяти морей". Что стоит за этим утверждением - имперские амбиции или жизненная необходимость?
Какой была Москва-река до прихода волжской воды? В столицу ведут три великих советских водных магистрали: Беломоро-Балтийский канал, канал имени Москвы и Волго-Дон. В них - 3 этапа жизни ГУЛАГа: его рождение, расцвет и закат. Почему каналы строили заключенные? Где появилось понятие з/к, и из чего образовалось понятие "туфта"? Сколько всего было чекистов на строительстве, и за что погибали девчонки из книги Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"? Из чего сделан Беломор, и что делал на строительстве Волго-Дона Жорес Алферов?
Художественная самодеятельность и собственные съемки заключенных, официальные данные о количестве погибших на гражданском строительстве (впервые!) - все это и многое другое зрители увидят в фильме "Советская империя. Каналы".

Советская Империя - Ледокол
Документальный фильм рассказывает о малоизвестных, а подчас даже засекреченных подробностях покорения Арктики, об операциях советских и американских спецслужб за полярным кругом. Автор проекта представляет новые факты из истории "самой холодной войны", которая ледоколом прошла по судьбам нескольких поколений романтиков и героев "снежной целины". Что стало с островом Колчака? Зачем американские ВВС искали землю Санникова?
Что произошло с секретной дрейфующей станцией СП-2? Почему герой Советского Союза Артур Чилингаров не спит по ночам? В чем истинная причина гибели "Челюскина"? Почему ледокол "Ленин" так и не дошел до Северного полюса?
Ответы на эти вопросы можно найти в фильме.

Советская Империя - Народный Автомобиль
Автомобиль "Жигули" - один из символов советской эпохи. Строительству завода, с конвейера которого вот уже много лет сходят "Жигули", предшествовало немало трудностей. В Политбюро развернулась дискуссия, нужен или нет частный автомобиль народу. Хрущев был уверен, что это лишнее: советскому человеку необходимы лишь общественный транспорт и тракторы. Косыгин настаивал на обратном. В итоге генсека удалось убедить. Главный аргумент - продажа авто позволит собрать у населения излишки денег, запрятанных по кубышкам.
Правительство собиралось купить завод целиком вместе с технологиями. Выбрали "Фиат", но вместо него вполне мог быть "Рено" или любой другой крупный производитель. А заключать договор с итальянцами помогали сотрудники КГБ.
Также в фильме - автоистории от знаменитостей, связанные с народным автомобилем. Например, Эльдар Рязанов рассказывает, что во время съемок "Приключений итальянцев в России" каскадерами было "убито" столько "железных коней", сколько не разбили за всю историю советского кинематографа!

Советская Империя - Останкино
Фильм из документального цикла "Советская империя" рассказывает о создании в начале 60-х грандиозного телевизионного комплекса: самой высокой в мире (540 метров) телевизионной башни, а также огромного по своим размерам (420 метров в длину) и количеству студий (20) телевизионного центра в Останкино.
Также из фильма зрители узнают о доостанкинском периоде телевизионного вещания на Шаболовке и о возведении первой в Советском Союзе радиобашни Шухова, впоследствии переделанной в телевизионную.
Интересные факты строительства Останкинской башни, созданной по проекту Сергея Никитина, прозвучат из уст очевидцев - инженеров и строителей. Полкилометра бетона и железа на пятачке 3-х метрового фундамента. Почему она не падает? На этот и другие вопросы постаралась найти ответ автор фильма Елизавета Листова.

Советская Империя - Родина-Мать
Еще один символ советской эпохи – монумент на Мамаевом Кургане "Родина-Мать", созданный знаменитым скульптором Евгением Вучетичем.Автор фильма приглашает зрителей разглядеть скульптуру, в прямом смысле, до мельчайших трещинок, увидеть железобетонный памятник изнутри, пробираясь вместе по внутренним лабиринтам скульптуры, от подножия до макушки.Также зрители узнают историю с конкурсом на лучший проект монумента и услышат рассказы очевидцев о возведении колоссальной скульптуры.

Советская Империя - Сочи
В своем новом фильме Елизавета Листова рассказывает о создании одного из основных символов советского счастья – о курортном городе Сочи.В 1934 году советское правительство объявило курорт ударной стройкой, поставив его в один ряд с такими важнейшими объектами, как индустриальные гиганты Магнитка, Кузбасс и ДнепроГЭС.
По прошествии лет стало очевидно, что под названием "курорт" советские вожди подразумевали и фактически учредили этакий "социалистический рай", попасть в который могли только избранные.Стаханов, Сталин, Николай Островский и Василий Блюхер; санатории-храмы и их строители; волшебная вода Мацесты, продлевавшая жизнь и генсекам, и лучшим из простых смертных; военный Сочи, воскресивший тысячи советских солдат; послевоенное нашествие на курорт и классические советские таблички "мест нет" - об этом и о многом другом вы узнаете, посмотрев новый документальный фильм.

Советская Империя - Хрущевки
Как это не парадоксально, самые невзрачные строения Советской империи стали самым ярким моментом в жизни многих миллионов граждан этой империи они получили СВОЮ квартиру! Без вредных соседей, отравленных супов и очередей в уборную. Впервые за все время существования Советского Союза власть повернулась лицом к народу и воплотила в жизнь самый крупный социальный проект в истории СССР, который, однако, своим монотонным обилием только усугубил серость и однообразность и без того серых и однообразных советских будней.Впрочем, вопрос о том, что есть хрущевки - великое ли дело великого переселения народа из коммуналок, либо очередной волюнтаризм скорых на руку властей, на несколько десятилетий лишивших страну Архитектуры - в фильме не поднимается. Блага и издержки хрущевок очевидны, и поэтому каждый имеет право на свое мнение.Создатель фильма Елизавета Листова исследует корни происхождения этого ныне исчезающего (по крайней мере, в российской столице) вида жилья, и рассказывает о том, почему хрущевки получились именно такими, какими получились.Могли ли они быть другими Откуда взялись нормы, скажем, высоты потолка - 2.40 Почему первые дома были не выше пяти этажей. Кто рассчитал такие параметры, Чего стоило инженерам и архитекторамсделать эти дома хотя бы такими, какие они есть.

Советская империя - Метро
Метро - символ не только Москвы, но и всей страны. Факты и мифы, уникальные кино- и фотоматериалы, не известные даже историкам, все это - в новом фильме о крупнейшей транспортной артерии страны!
Фильм о создании Московского метрополитена, ставшего символом не только советской столицы, но и всей страны. Повествованием охвачен период от первых дореволюционных проектов до хрущевских времен, времен "борьбы с излишествам в советской архитектуре".
Решение строить в Москве метро было принято в самый разгар первой пятилетки. Как показали рассмотренные авторами документы, нынешние представления о Москве 30-х как о малолюдном городе с просторными улицами и минимумом транспорта являются устойчивым заблуждением, транспортная проблема тогда была едва ли не более острой, чем сейчас. На метро в этом смысле возлагались большие надежды.

Спойлер

Историко-документальный цикл возвращает телезрителей в недавнее прошлое нашей страны. Яркие события, явления и достижения советской эпохи исследуются создателями лент - Елизаветой Листовой и Алексеем Кондулуковым - с дотошностью архивистов и подаются в современной манере, когда авторы вдруг оказываются внутри черно-белой кинохроники, а эффектный прием "кадр в кадре" позволяет одновременно услышать комментарий и увидеть событие, о котором идет речь.

Из многочисленных фактов и деталей, как из мозаики, авторами собирается общая картина очередного символа минувшей эпохи. В фильмах нет идеологии или излишнего пафоса, а есть людские судьбы и творения человеческих рук. В них - отражение целой эпохи. В них – дух времени.

В фильмах Елизаветы Листовой объектами изучения становятся архитектурные символы Советского Союза - гостиница "Москва", Останкинская телебашня и монумент "Родина-Мать" на Мамаевом Кургане в Волгограде, а также столь распространенные до сих пор "хрущевки", ставшие в свое время единственным выходом из жилищного кризиса 50-х годов прошлого века.

Исследуемые привычные объекты предстают в фильмах Елизаветы Листовой в неожиданных ракурсах в прямом и переносном смысле. Отчасти это достигается использованием компьютерной графики и спецэффектов, позволяющей создать максимально наглядную картинку для иллюстрации исторических фактов.

Алексей Кондулуков рассказывает об истории освоения Арктики и курьезах Олимпиады 1980 года, которая состоялась в Москве, о народном автомобиле "Жигули" и о главном универмаге страны, более известном своей аббревиатурой ГУМ.

Работы двух авторов объединяет не только общее название цикла и общие "корни", но и потрясающая работоспособность, организаторский талант и, главное, творческая энергия, без которых был бы невозможен столь масштабный проект. Современная манера подачи материала в сочетании с лучшими традициями жанра и прекрасная операторская работа не оставят зрителей равнодушными.


"Эхо Москвы / Передачи / Телехранитель / Воскресенье, 12.07.2009: Елизавета Листова"
Эхо Москвы / Передачи / Телехранитель / Воскресенье, 12.07.2009: Елизавета Листова
http://www.echo.msk.ru/programs/tv/604763-echo.phtml
Дата : 12.07.2009 18:14
Тема : Какое прошлое интересно телевидению
Передача : Телехранитель
Ведущие : Елена Афанасьева
Гости : Елизавета Листова


Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Хоть сегодня и завтра, а говорить будем о вчера, о прошлом. Тему мы сформулировали сегодня так: «Какое прошлое интересно телевидению?» И позвали человека, который этим прошлым в последние несколько сезонов занимается, Лизу Листову, специального корреспондента канала «Россия» и автора документальных проектов, один из которых недавно был повторен, это «Метро» из цикла «Советская империя». Добрый день, Лиза.

Е.ЛИСТОВА: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Наши средства связи сразу напомню слушателям. SMS-номер +7 985 970-45-45. Вы можете задавать Лизе свои вопросы, а также высказывать свои точки зрения на тему «Как вам кажется, какое прошлое телевидению интересно, какое не интересно? И вообще, чего вам не хватает в телевизионном прошлом, то есть в том, как мы смотрим в наше вчера?» Лиза, вот Советская империя была выбрана вами как основная тема интуитивно, осознанно?

Е.ЛИСТОВА: Ну, дело в том, что тема эта придумывалась аварийно после эпопеи с серией закрытий каналов ТВ-6 и ТВС, и когда закрыли окончательно, нужно было срочно придумывать, что делать дальше. И, собственно, моя идея звучала куда скромнее, звучала она «Стройки века», мне хотелось рассказывать о таких вот колоссах, о культовых сооружениях эпохи, которые все видят, но о которых никто ничего не знает. Вот это вот пышное название – оно прилепилось, как-то, вот, уже по ходу работы. Не мною оно придумано, но сочли, что это будет звучать громче и, соответственно, будет больше резонанс. Поэтому выбор мой был осознан, другое дело, что это был не совсем тот выбор, который подразумевается в названии.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, проработав уже несколько лет уже над этой темой. Потому что если с ТВС, ТВ-6, то это уже мало кто помнит, как это было. Так что, уже, наверное, лет...

Е.ЛИСТОВА: Ну, с 2001 года.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вот уже лет 8 над этой темой. Как кажется, согласны ли вы с определением вашего коллеги и, наверное, даже учителя Леонида Парфенова, который говорит, что мы переживаем ренессанс советской античности?

Е.ЛИСТОВА: Ох. Ну, я, конечно...

Е.АФАНАСЬЕВА: Если я точно его процитировала. Если нет, извините.

Е.ЛИСТОВА: Да-да-да, точно. Да, я, конечно, очень смеялась, когда я это услышала, но это абсолютно, вот, Лёнины чудесные формулировки, одна из чудесных. Ну, мне сложно за всех говорить, да? Я лично для себя не вижу ничего ренессансного в своей работе, потому что я, в первую очередь понимаю, что мы не знаем нашу историю и, более того, мы не умеем ее знать, эту историю. Потому что история, ну, в том смысле, в каком мы сталкиваемся с ней в школе, например, во многом для нас, для моего поколения – не знаю, как сейчас, она была подменена идеологией или пропагандой. И для меня в первую очередь интересно было просто остаться один на один с фактом, и именно это я пытаюсь предлагать в каждом фильме зрителям. Без трактовок, без черного и без белого, без хорошего и без плохого, я хочу сама научиться знать историю, свою. А мы об этом периоде истории, как раз, на мой взгляд, при всем при том, что это все сейчас на виду и на слуху, и постоянно какие-то скандалы мы с этим имеем, да? Именно этот период истории, на мой взгляд, наиболее засекреченный период истории, потому что документы – а чем, собственно, еще может жить история, чем может еще жить прошлое? Документами, да? В большинстве своем были довольно долго засекречены. Они открываются сейчас, там работают целые комиссии. И все, что мы знали о XX веке в нашей стране, было неким набором мифов как с, ну, так скажем, государственной точки зрения, как государства, как производителя мифов, так и с частной точки зрения, потому что знание о происходившем, скажем, в ГУЛАГе, знание о происходившем, я не знаю, там, на острове Даманском или где угодно – это все были знания субъективные, переданные из уст в уста. То есть, с одной стороны, государство, которое производит готовый миф, с другой стороны, люди, население, граждане, которые создают некую свою альтернативную историю. И та, и другая – они обе, на мой взгляд, субъективны, потому что не опираются на точные факты.

И в принципе, вот самое интересно для меня было не то, чтобы помирить две эти... Ну, их невозможно помирить, да? Две эти стороны, вот частную историю и государственную историю, да? Но, по крайней мере, просто пройти ровной дорогой, взять эти документы, посмотреть. Потому что в них сокрыто намного больше информации, чем мы можем себе представить, в любых цифрах.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но тот же Парфенов занимается советским прошлым именно с частной точки зрения. Это, вот, предметы, атрибутика. Может быть, поэтому так сейчас хорошо продаются и в хорошем смысле продаются, то есть хорошо расходятся тиражи его книги «Намедни». Потому что народ, который в то время жил, завороженно листает, вспоминает: «У меня была такая машина», «У меня была такая кофточка, такая миниюбка», «Я помню, что в день, когда произошло то-то и то-то, у меня в семье было это и это».

Вы занимаетесь как раз вот более глобальными вещами – это рассказ о том, как вот этот колосс рос и что в нем было. Насколько труднее это сделать живым и интересным телевидению? То есть интересным тем зрителям, которых в последнее время трудно понять, вообще, чем аудитория интересуется?

Е.ЛИСТОВА: Ну, судя по результатам показов, там, моих фильмов – они, вроде бы, как интересны.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но с вашим последним фильмом была достаточно любопытная история. Когда премьеру поставили на раннее утро, что само по себе, в общем, людей, понимающих в телевидении, удивляло, потому что понятно, что ваши работы – совершенно не дешевый продукт. То есть в него канал вкладывается, я уж не говорю, там, о силах вашей творческой бригады, ваших личных, и ставить утром было странно. Но потом был показан уже повтор в вечернее время, когда выстроили летом линейку лучшей документалистики на канале. Как смотрела, вот, разная аудитория – утренняя и вечерняя?

Е.ЛИСТОВА: Ну, я же не знаю. Все, что мы знаем, это цифры.

Е.АФАНАСЬЕВА: Гэллапа?

Е.ЛИСТОВА: Цифры Гэллапа, рейтинги пресловутые. А там есть... Вот это как раз те цифры, вот я сейчас пропагандировала эти самые цифры в этих самых документах, да? А это как раз те цифры, которые тебе ничего не могут рассказать, потому что там нету... Ну, это как бы не соцопрос, мы не можем сказать, что это посмотрели вот такие люди или такие люди, да? Все, с чем я сталкивалась, это с тем, что, с одной стороны, мне писали люди, которые возглавляют научно-исследовательские институты, писали благодарности. А с другой стороны, барышня на автомойке и барышня в ларечке рядом с моим домом – обе мне сказали: «Ой, это ваше кино! Мы видели. Здорово!» Ну, это, опять-таки, субъективно. Вот, понятно, что никто ко мне не подойдет, скажет: «Листова, ты сняла полную дрянь». В лучшем случае пройдут мимо, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, из тех реплик, которые пришли заранее на сайт «Эха Москвы» тоже большое количество благодарностей. Никита то ли Волчек, то ли Волчок, будущий режиссер из Краснознаменска: «Огромное спасибо Елизавете за документальный фильм «Метро». Иван Семенихин пишет: «Со времен еще живого старого НТВ или ТВ-6 помню отлично фильм о Видяево. Елизавете большое спасибо». «Милая Елизавета, - пишет Токарев Олег Борисович, бухгалтерия, Москва, - я в восторге от вашего фильма «Метро». Смотрел весь в слезах и в соплях, уж не знаю, рассчитывали ли вы на такое действие.» И так далее, и тому подобное. Есть, конечно, какие-то подколки мелкие.

Е.ЛИСТОВА: По существу, по существу. Нет, всем, кто сказал «Спасибо», я тоже говорю спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: А по SMS Владимир прислал вопрос: «Где можно найти фильм? Я его, к сожалению, пропустил».

Е.ЛИСТОВА: Ну, ждите теперь повтора. (все смеются)

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть на DVD не издавался, да?

Е.ЛИСТОВА: Нет. Насколько мне известно. Но я просто не знаю. Может быть, там есть какие-то планы у канала, но, к сожалению, я просто не в курсе.

Е.АФАНАСЬЕВА: Алексей прислал реплику по SMS: «Это не история, это хроника».

Е.ЛИСТОВА: Это к чему, хотелось бы узнать?

Е.АФАНАСЬЕВА: Вероятно к тому, что, это... Вообще, тут надо долго, наверное, и концептуально спорить о том, что такое хроника? Хроника – это то, что снимается, Алексей, сиюминутно: вышли люди и сняли, что происходит сейчас. А когда Елизавета делает фильм о том, что было давно, это уже не хроника.

Е.ЛИСТОВА: Ну, я просто хочу понять, к чему вот эта история?

Е.АФАНАСЬЕВА: Алексей, к чему это? Напишите еще одну смску.

Е.ЛИСТОВА: Да, я может быть, и готова.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я еще раз напомню SMS-номер, если кто-то забыл, +7 985 970-45-45. Это Елизавета Листова, автор проекта «Советская империя». Последняя... Хотя, обычно говорят не последняя, а крайняя, чтобы не сглазить. Ну, в общем, последний по времени фильм из этого цикла вышел недавно, был посвящен метро. Лиза, а после того, все, что вы узнали о метро, вы в метро, в общем, ездить рискуете? Не страшно ли? Не встают ли какие-то призраки прошлого на той или иной станции? Не видите ли тысячи или сотни тысяч тех несчастных людей, которые там страдали и мучились?

Е.ЛИСТОВА: Да нет, нет! Это же тоже такая странная вещь. Потому что тоже это, ведь, кино в большой степени про, там, метро как миф. Потому что это один из серьезнейших мифов советской империи, московское метро. Я как-то разделяю то метро, про которое я снимала, и то метро, которым я пользуюсь. Тем паче, что и сделано все для этого, да? Потому что люди себя ведут, нынешние люди в нынешнем метро ведут себя совсем не так, как вели себя люди 1935-го года, которые пришли, остолбенели, стали писать стихи, песни. И я, в общем, прекрасно понимаю масштаб этого шока, который там был пережит. Я даже не представляю, что, вот, сейчас должно случиться...

Е.АФАНАСЬЕВА: Раньше ходили из глухой деревни в храм, да? Приезжали и видели огромный. А так, люди из каких-то бараков приходили во дворцы под землей, да?

Е.ЛИСТОВА: Да. Ну, то есть, вот если так постараться попробовать это экстраполировать в нынешнее время, вот что должны построить, чтобы была такая же реакция? Я, честно говоря, не знаю. Я не знаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как специалист по метро теперь ответьте на такой совершенно бытовой вопрос. А почему у нас построили метро с такими большими расстояниями между станциями? Не так, как в каких-то европейских городах, где от станции до станции не надо еще ехать автобусом, если там у тебя что-то... Вот это вы не узнавали?

Е.ЛИСТОВА: Ну, это вот, честно скажу, для меня это осталось загадкой. При том, что вот эта вот разметка этих самых станций – она, в общем, с самого начала таковой и была. То есть, в принципе, разговора о более дробном течении этого пути я в принципе не встречала вообще.

Е.АФАНАСЬЕВА: Потому что это не очень удобно москвичам.

Е.ЛИСТОВА: Ну, да. Но очевидно, предполагалось какое-то более активное, что ли, функционирование наземного транспорта типа автобуса, троллейбуса.

Е.АФАНАСЬЕВА: (смеется) И не предполагались нынешние пробки.

Е.ЛИСТОВА: Тот же самый Каганович попутно с метро завез в Москву троллейбусы. Тот же самый, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда, наверное, они лучше ездили и не стояли за припаркованными неправильно машинами.

Е.ЛИСТОВА: Может быть. Хотя, вот, уже на этом сил моих не хватило, и так 2 года кино делалось.

Е.АФАНАСЬЕВА: Елена из Петербурга спрашивает: «Елена, спросите Елизавету, не планирует ли она делать фильм о ленинградском метро?»

Е.ЛИСТОВА: Ну, о ленинградском метро – нет. Хотя, на самом деле, очень хочется что-нибудь сделать в Петербурге, правда. Я вообще стараюсь как-то, в идеале хотелось бы мне делать один фильм в Москве, а другой где-то еще в нашей огромной стране, потому что не только же в Москве все строилось, да? Но пока, вот, в смысле Петербурга... Я боюсь, что там все построили гораздо лучше и гораздо раньше, и все это выходит за пределы.

Е.АФАНАСЬЕВА: И глубже. Там самое глубокое метро, по-моему, в мире.

Е.ЛИСТОВА: Нет, ну просто второй раз про метро уже как-то вот...

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей из Екатеринбурга: «Лена, нужно разводить понятия «Доку-теле» или, например, «Колдовская-Мирошниченко». Мы как-то, в общем, не занимаемся сейчас определением документалистики, мы спрашиваем, какое прошлое интересно телевидению. А определять жанр? Ну, назовите это фильмом, назовите телепроектом, назовите как хотите. Мы пытаемся понять. Интересно не только тем, кто телевидение делает, но главное тем, кто его смотрит. Вот всю неделю, так, я не знаю, стоит ли это называть интеллектуальными элитами, обсуждают показанный по вашему каналу фильм «Подстрочник». Вчера Ирина Петровская с Ксенией Лариной, и по телефону с Леонидом Парфеновым говорили, и все. И о том, что смотрят или не смотрят, такое прошлое, и сколько? 11 лет, по-моему, сказали фильм доходил до экрана?

Е.ЛИСТОВА: Ну, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: И вот мы с вами перед эфиром сейчас как раз и обсуждали понятия, смотрят это люди, не смотрят, можно ли это определить по Гэллапу, насколько точно это было интересно сегодняшней аудитории?

Е.ЛИСТОВА: Ну, я боюсь, что при том инструментарии, который мы имеем на сегодняшний день, конечно, это понять невозможно. Но то, что в какой-то определенной среде это была сенсация, причем сенсация такая, радостная – это совершенно точно. И это здорово. Когда бы это ни случилось – летом, не летом, вечером, не вечером – это случилось, это прекрасно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ирэна, театровед из Германии пишет как раз на сайт: «Большое спасибо всем, кто снял и показал «Подстрочник». Марина, туризм из Петербурга: «Очень нравятся ваши фильмы. Над чем сейчас работаете?», - спрашивает. Что дальше в Советской империи осталось?

Е.ЛИСТОВА: Нет, там еще есть над чем поработать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще кОлоссы или КолОссы, как правильно сказать, остались?

Е.ЛИСТОВА: КолОссы. Да, я позволю себе пока не называть тему – она есть, безусловно – но поскольку сейчас только-только закончилось это «Метро» и я только-только начинаю заниматься новой темой, я, пожалуй, пока оставлю небольшую интригу и не буду, там.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как делать такие кропотливые работы? Вот сколько вы «Метро» делали, Лиз?

Е.ЛИСТОВА: 2 года.

Е.АФАНАСЬЕВА: 2 года. Ну, наверное, только есть имя Лизы Листовой, которая много лет работала на телевидении, и с Олегом Добродеевым начинала на НТВ, и все ей поэтому Лизе Листовой разрешают 2 года работать над темой, да? Потому что, в принципе, ведь, современная документалистика – вот не хотят даже наши слушатели это называть документалистикой – но то, что идет в рамках документальных линеек на разных каналах – это поток. Это такой поток. И как бы не хотели авторы, может быть, снимать глубже и все, денег дают так мало, что надо снимать фильм за фильмом, чтобы как-то, вот, съемочная группа или производящая небольшая компания могли себя прокормить, иначе не получается.

Е.ЛИСТОВА: Ну, я не знаю, почему так сошлись звезды, что, вот, как-то мне это позволено.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дай Бог, чтобы было позволено.

Е.ЛИСТОВА: Нет, не то, чтобы я спрашивала разрешения, а просто у меня как-то и по-другому не получается. Может быть, это моя проблема на самом деле в том, что я очень медленная и тщательно все делаю. Может быть, это не стоит, да? Потому что для меня, я устала уже об этом говорить, но каждый раз, когда заходит разговор, все время вынуждена приводить это сравнение, что для меня телевидение – это как для Фрекен Бок, которая собирается идти давать интервью и покупает себе новые стельки. На справедливое замечание Малыша «Зачем стельки? Их никто не увидит» она отвечает: «Я хочу, чтобы у меня с головы до ног все было в полном порядке».

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть в фильме должно быть с головы до ног все в полном порядке?

Е.ЛИСТОВА: Да. То есть, может быть, это моя проблема. Хотя, с другой стороны, мы понимаем по прошедшему сезону, что именно те фильмы, которые готовились долго, тщательно с какими-то там сложностями и проблемами – именно они и прозвучали, именно они и составили лицо этого сезона.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но фильмы эти, к счастью, начинались готовиться до кризиса, тогда еще каналы готовы были вкладываться вот в такие проекты, тогда еще была реклама на другом уровне и все. Вот я с опаской задаю вопрос, не сказали ли вам сейчас: «Лиза, кризис, не можем мы давать столько денег на то, чтобы ты съезжала по перильцам гостиницы «Москва», поднимала, там, разные варианты проектов и так далее»?

Е.ЛИСТОВА: Там может быть проблема иного свойства. Что, может быть, там, проезды по перилам в гостинице «Москва» несуществующей... Может быть, они не дают – может быть, это я сейчас уже понимаю – может быть, они не дают ничего нового для понимания сути этой истории и можно, на самом деле, совершенно легко обойтись без этих перил.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как обойтись без перил в фильмах, которые делает Лиза Листова, мы поговорим после новостей и вернемся в программу «Телехранитель». Оставайтесь с нами.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, в гостях у меня сегодня Елизавета Листова, автор цикла «Советская империя», последний из фильмов этого цикла «Метро» был не так давно показан на канале «Россия». Говорим мы о том, какое прошлое интересно сегодня телевидению и тем, кто телевидение делает, и, конечно, тем, кто телевидение смотрит. Откликов много, они по SMS приходят и заранее на сайт пришли. Еще раз напоминаю наш SMS-номер +7 985 970-45-45. Пожалуйста, ваши вопросы Лизе, ваши реплики, и мы будем принимать ваши звонки по телефону 363-36-59, код Москвы – 495. Вы можете дозваниваться, задавать свои вопросы, высказывать свои точки зрения.

Елена из Петербурга пишет: «Фильм «Метро» – чудесный и глубокий». Тут же обращается: «Вот я вчера написала Ксении Лариной плохое мнение о «Подстрочнике», разве я не имею на это право?» Наверное, имеете, Елена.

Е.ЛИСТОВА: Имеете, а почему нет?

Е.АФАНАСЬЕВА: Просто если Ксения не прочла его, это не значит, что она запретила вам иметь свое мнение. Вероятно, просто было много разных мнений. Много еще других. Вот предлагают снять Башкирский ТЭК: «Очень интересная тема», - пишет Макс. Евгений из Петербурга сообщает: «Неделю назад купил DVD. 11 фильмов, там «Метро» есть». Пиратка, Евгений. Так?

Е.ЛИСТОВА: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Лиз, думаю, что пиратка.

Е.ЛИСТОВА: Да, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Без подписи: «Когда открывали новые станции метро, мы с мамой ходили смотреть. Особенно помню кольцевые».

Е.ЛИСТОВА: Да, это ж были как премьеры блокбастеров. Отписывали рецензии, причем не только в профессиональной прессе, но и в общедоступных газетах, что, вот, открылась. Показывали в новостях дня. Это да, это было чудесно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Владимир из Самары спрашивает: «А что сделано кроме «Метро»? Как-то я пропустил».

Е.ЛИСТОВА: О-о. (смеется)

Е.АФАНАСЬЕВА: Лиза, придется рассказать быстро. (смеется)

Е.ЛИСТОВА: 10 фильмов.

Е.АФАНАСЬЕВА: Быстро пройтись. «Будете ли вы делать фильм о строительстве Мавзолея?» - спрашивает Антон из Омска.

Е.ЛИСТОВА: Ну, неоднократно возникала такая мысль. Но, понимаете какая штука? Очень сложно сделать фильм про Мавзолей без его содержимого. Вот. Один раз я уже вот так вот, как бы это сказать, попалась, когда делала фильм под названием «Каналы», и наивная предполагала, что сделаю-ка я фильм про каналы – про Волгодон, про Беломоро-Балтийский, про канал имени Москвы. Ну, как-нибудь я там без ГУЛАГа, потому что уже столько всего рассказано и пересказано, и лучшие перья страны, и куда мне, вообще, там, про ГУЛАГ? Ну, и что вы думаете, да? И вот мне бы не хотелось...

Е.АФАНАСЬЕВА: Политизировать?

Е.ЛИСТОВА: Не то, чтобы политизировать, да? Но понятно, что, в общем, к сожалению, начинку никуда не изъять из этого потрясающего строения. Кстати, была там, ведь, на съемках по мотивам собственного же фильма «Метро», там речь шла про мозаичиста Фролова, который оформлял мозаикой московские станции и умер в блокаду в Ленинграде. Так вот, он же еще, ну, помимо того, что его мастерская работала над мозаиками Спаса на крови петербургского, и он же сделал мозаики на станции Маяковская, что лично у меня в голове не укладывается, и до сих пор. Так он еще и, собственно, оформлял мозаикой и траурный зал Мавзолея. Я там побывала. Это, конечно, совершенно потрясающее здание, но, повторюсь...

Е.АФАНАСЬЕВА: Без содержимого...

Е.ЛИСТОВА: Без содержимого оно как-то теряет смысл. Более того, всех адресуют...

Е.АФАНАСЬЕВА: А ты как общество, все-таки, не определилась?

Е.ЛИСТОВА: Был великолепный в свое время на НТВ еще фильм у Павла Лобкова. Мне кажется, что уж если где-то побывал Павел Лобков, то больше там делать нечего еще очень долго.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте звонки примем. 363-36-59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Москва, Ирина.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Ирина.

СЛУШАТЕЛЬ: Скажите, пожалуйста, почему ходят слухи, что это делал ваш муж? Опровергните или подтвердите.

Е.АФАНАСЬЕВА: Что фильм «Метро» делал Лизин муж?

Е.ЛИСТОВА: А где вы такие слухи... Мне просто интересно.

СЛУШАТЕЛЬ: В народе говорят.

Е.АФАНАСЬЕВА: В народе? Просто интересно.

СЛУШАТЕЛЬ: Он и рекламировал так вас.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, рекламировал – я тут заступлюсь за Лизу и Женю. Потому что когда у канала есть премьера, ее рекламируют всеми возможными средствами, в том числе и в итоговой программе, наверное, Женя что-то говорил.

Е.ЛИСТОВА: Ну, я не знаю, развею ли я ваши сомнения, но дело в том, что у моего мужа есть алиби на этот счет.

Е.АФАНАСЬЕВА: А если кто-то не знает. Лиза, придется, все-таки, открыть тайну семейной жизни.

Е.ЛИСТОВА: Да, это не так все тайно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Что Лизин муж – это Евгений Ревенко, ведущий программы «Вести недели».

Е.ЛИСТОВА: На том же канале. О, ужас! Вот. Так, значит, у него есть алиби. Потому что в то время когда я делала фильм «Метро», мой муж Евгений Ревенко являлся собственным корреспондентом телеканала «Россия» в Киеве.

Е.АФАНАСЬЕВА: А киевское метро не делали. (смеется)

Е.ЛИСТОВА: Да. Вот. И он физически в Москве отсутствовал все это время. Поэтому производить кино про московское метро, будучи в Киеве, он не мог никак.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363-36-59. Давайте еще звоночек попробуем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый. Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Владимир, я сам из Харькова. Как раз в апреле был на учебе в Москве, и с большим удовольствием смотрел фильм «Метро». К сожалению, до конца не смог досмотреть, и такой вот вопрос. А есть ли где-нибудь в интернете, вот как Первый канал – на сайте у них есть рубрика «Документальное кино», и там можно спокойно выбрать и посмотреть, даже, если я не ошибаюсь, документальные.

Е.АФАНАСЬЕВА: Интернет-канал Документальный, есть Первый Документальный.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, это один вопрос. И второй: все-таки, сколько же стоил этот проект? 2 года делали, и, действительно, шикарно. Но, вот, а что до архитектуры Харькова – все режиссеры почему-то сейчас едут в Харьков снимать именно нашу архитектуру монументализма. Вот, Газпром, и так далее. Сейчас у нас «Дау» снимают фильм, о Льве Ландау. Вот, тем более, тут на Украине, говорят, ДнепроГЭС тоже строил весь Советский Союз.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы приглашаете Лизу снимать в Харькове?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, конечно, да. (смеется)

Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда давайте по пунктам. Тут, кстати, кто-то прислал ссылку: «Фильм «Метро» можно посмотреть на сайте телеканала «Россия» rutv.ru». Вот вам и ответ.

Е.ЛИСТОВА: Ну да, или vesti.ru. Так, мне бы сейчас только не расплескать, подождите. Значит, с чего мне начать-то? Значит, про vesti.ru мы ответили. Ну, другое дело, что вы увидите там размером со спичечный коробок соответствующего качества. И главное, что половину не услышите – а там, в общем, есть что послушать, не только что посмотреть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сколько стоило – отвечать не будешь?

Е.ЛИСТОВА: Сколько стоило... Кто же вам эти бессонные ночи-то оценит, понимаете? Сколько бы ни стоило. А что касается Харькова, то уж коли вы, Владимир, из Харькова, то вам ли не знать, что Харьков есть столица русского конструктивизма, можно сказать. И, собственно, если вы видели начало фильма «Метро», то там Харькову как раз отдано должное и более чем. И там, действительно, есть чем заняться. В Харькове именно с точки зрения того, что там построено в тот период, когда Харьков был столицей Украины, и мне, право слово, не ловко вам как харьковчанину рассказывать историю вашего города.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363-36-59, давай еще кого-нибудь услышим. Добрый вечер, алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, только приемник выключите, пожалуйста, иначе фон очень сильный.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да-да. Приемник выключите.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, да-да. Выключила.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, теперь говорите, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да-да, вы в эфире, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Софья.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, ваш вопрос, Софья.

СЛУШАТЕЛЬ: Лиза, спасибо вам огромное.

Е.ЛИСТОВА: На здоровье.

СЛУШАТЕЛЬ: За ваши вообще все фильмы и особенно, конечно, «Метро». Я была уже большой девочкой и помню это все. И станция Маяковская была нашим бомбоубежищем.

Е.ЛИСТОВА: Папа мой тоже там был во время войны.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Но много очень я узнала то, что я совершенно не знала. Это, все-таки, наши сведения-то, фильм «Добровольцы», понимаете? А вы рассказали так интересно. На меня произвели впечатление лошади, лопаты. И вся вот эта история этой безумной затеи на пустом месте – это, конечно, потрясающе. Вот спасибо вам огромное.

Е.ЛИСТОВА: И вам спасибо огромное, Софья.

СЛУШАТЕЛЬ: И кроме того, я хочу один личный вопрос к вам задать. Вы имеете отношение к Константину Яковлевичу?

Е.ЛИСТОВА: Да, я его правнучка.

Е.АФАНАСЬЕВА: По-моему. это уже... Ой, сорвался звонок, к сожалению. По-моему, Лизе многократно этот вопрос задавали.

Е.ЛИСТОВА: Да. Ну, я надеюсь, что Софья нас продолжит слушать по радио. Да, я имею отношение к Константину Яковлевичу Листову, это мой прадед.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот на сайт пришла гаденькая реплика – я бы ее, может, не читала. Но раз про дедушку сказали... Какой-то человек, который написал «Жертва Эха, подпись Алхимик. Дедушка песни революционные стряпал и был у кормушки, а внучка – антидедушкино кино стряпает, и опять при кормушке». Алхимик, вам что, делать в жизни больше нечего, как писать гадости?

Е.ЛИСТОВА: А, Лен, а можно я сама?

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, да, пожалуйста.

Е.ЛИСТОВА: Смотрите. Вот нам сейчас звонила Софья, да? Судя по всему, если она говорит, что она помнит, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Человек, наверное, уже в возрасте.

Е.ЛИСТОВА: Понятно, что все это происходило на ее глазах, да? И она, вот, сама говорит, что наши сведения были о строительстве метро, то есть фильм «Добровольцы», да? Это то, с чего мы сегодня начинали разговор о том, что мы не умеем знать историю, да? Но Софья в отличие от вот этого вот, от этой жертвы «Эха» - она в своем глубоко уважаемом возрасте сохранила открытость разума и готова к восприятию новой информации. Вот жертва «Эха» - воинствующее невежество. Я не буду, наверное, сейчас петь песни своего деда, чтобы продемонстрировать наглядно всю его революционность, там, «В Парки Чаир распускаются розы» - дико революционная песня. Или «Бьется в тесной печурке огонь» - тоже страшно революционная, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Потом, знаете, я не понимаю, почему каждый раз надо людям, у которых такие замечательные предки, за это оправдываться, только за то, что они родились в семье, где люди чего-то достигли.

Е.ЛИСТОВА: Нет, а там мне надо, видимо, оправдываться по периметру, потому что я что-то не то делаю. Но я вот с этого начала, да? Что мы не можем, не умеем знать историю без... Вот нам подавай ярлыки, нам подавай шлейф.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дай Бог, чтобы Лиза могла гордиться дедушкой, а вы своим, уважаемая жертва «Эха», если у вас есть дедушка, которым можно гордиться. Дмитрий, инженер из Москвы спрашивает, на сайт вопрос был: «А как вы считаете, может ли историческая документалистика быть абсолютно нейтральной? Кино снимают взрослые конкретные люди со своими, уже сформировавшимися взглядами. Еще существует политика канала. Часто ли вам приходилось пересматривать свои взгляды на прошлое в процессе работы над фильмами? И насколько это трудно?»

Е.ЛИСТОВА: Если вы имеете в виду пересмотр взглядов в связи с политикой канала, то ни разу. В принципе, конечно, все, что касается моих собственных взглядов, практически каждый раз, когда я работаю над темой. Потому что я, начиная работать над ней, я знаю столь же мало, сколько и любой человек на улице. И на самом деле, когда я начинаю эту работу, я стараюсь запомнить себя вот такой, какой этот фильм начинала – что я знала о метро...

Е.АФАНАСЬЕВА: Такими же зрители и придут к экрану, да?

Е.ЛИСТОВА: Конечно! Что я знала про метро, что я знала про высотки, что я знала про гостиницу «Москва»? Какой-то набор вот каких-то таких точек. Ну, какие-то общие места из нашего сознания, да? Я стараюсь их зафиксировать, а потом получается, как правило, так, что просто все с ног на голову.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363-36-59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Светлана меня зовут.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста, Светлана.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня такой вопрос. Мне мама рассказывала в свое время, что она, ну, от своей фабрики, как бы простая рабочая, она мастер смены была, она подарки давала, вот, метростроевцам, которые строили. И при этом присутствовала или Мария Ильинична или Анна Ильинична – я не могу сейчас точно сказать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы имеете в виду Ульяновых?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Вы не встречали вот эти документы? Мне так хочется посмотреть на эти документы. А вдруг я увижу там маму свою, понимаете? Вот это мне очень хотелось бы.

Е.ЛИСТОВА: Я поняла. Значит, никаких этих самых Ильиничн мне не попадалось. Про подарки метростроевцам тоже, что-то...

СЛУШАТЕЛЬ: Да, они их вручали, поздравляли. Ну, были же, наверное?

Е.АФАНАСЬЕВА: Лиза, а есть какой-то архив или музей метро, куда может обратиться наша слушательница?

Е.ЛИСТОВА: Есть музей метро. Музей метро есть, но, на самом деле, он не обладает... Ну, это не научное.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть нет такого архива, куда человек может обратиться?

Е.ЛИСТОВА: Нет, архив есть, почему? У нас есть Государственный архив Российской Федерации, где, в принципе... Ну, там, как правило, какие-то общие сведения представляются. Мне бы хотя бы год знать, когда это могло быть.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я так предполагаю, что, наверное, 1936-й – 1937-й, наверное, год. Это предвоенные годы.

Е.ЛИСТОВА: Просто дело в том, что архив метростроя – он ужасно разрознен. Потому что часть документов в Москве, часть в Самаре – они там остались аж после эвакуации, их уже обратно никто не вез. Это, конечно, очень сложная история. И я боюсь, что она такая, очень трудоемкая, чтобы...

Е.АФАНАСЬЕВА: Смотри, что получается. Слушатели, у которых есть конкретный вопрос о прошлом своей семьи, вот хочет кто-то маму увидеть, кто-то себя вспоминают, они звонят на радио или ищут ответ по телевидению. Это значит, что, вот, у нас по-прежнему – это, вот, какое прошлое интересное у телевидения – у нас по-прежнему телевидение и средства информации – это путь в свое прошлое. Люди не умеют работать с архивами, большая часть архивов была закрыта, засекречена, да? Мы не Англия, где можно прийти и найти там, вот, я не знаю, от каких веков, веками назад, любой архив, любой документ.

Е.ЛИСТОВА: Нет, найти можно. Просто это очень трудоемкое занятие. И ты как правило имеешь дело с подлинником, а не, например, с какой-то оцифрованной копией, засунутой в компьютер, где ты только там нажимаешь клавиши и тебе вываливается эта бумажка, но ты ее видишь не живьем, а в мониторе. Мы же перебираем буквально.

Е.АФАНАСЬЕВА: Продолжается реклама пиратки. Вот тут пишут, что «на Торренте есть в отличном качестве запись с эфира. С уважением, Чиф и Принцесса Лейя». Вот так вот.

Е.ЛИСТОВА: Ну, что я должна?

Е.АФАНАСЬЕВА: С Торрентом бороться бесполезно. (смеется)

Е.ЛИСТОВА: Что я должна сказать?

Е.АФАНАСЬЕВА: Воровство интеллектуальной собственности, к сожалению, у нас поставлено... По-моему, уже смирились все телевизионные начальники и киноначальники, что биться с торрентами невозможно.

Е.ЛИСТОВА: Ну, наверное. Но я ни разу просто ни с одним начальником не говорила.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот если б за каждый ваш просмотр и Принцесса, и следом еще Михаил об этом пишут, Лиза получала несколько копеек или рублей отчислений, ей бы легче было делать следующий фильм. Хоть она и говорит, что можно не ездить по воображаемым перилам, но когда она это делает в гостинице «Москва» или ходит в метро или что-то еще, фильм, как-то нагляднее и живее, и легче представить, что это не мертвая история в документах, а что-то живое.

Е.ЛИСТОВА: Ну да, конечно. Собственно, все эти фокусы и были задуманы с целью не, сейчас модное словечко применю, инфотеймента, а именно с целью некоего оживления изначально абсолютно бездвижного объекта, да? Потому что я имею дело с бетонным железом, как правило. Но сейчас, вот, опыт показывает, что без всех этих компьютерных чудес можно спокойно обойтись, если ты рассказываешь потрясающую историю.

Е.АФАНАСЬЕВА: О чем мы говорили с вами, Лиза, до того как сюда вошли в студию?

Е.ЛИСТОВА: О «Подстрочнике».

Е.АФАНАСЬЕВА: О «Подстрочнике». И вы говорили о том, что сначала, вроде бы, говорящая голова и не понимаешь, почему так долго. А потом заныриваешь.

Е.ЛИСТОВА: Ну, это мешают мозоли нынешнего телесмотрения.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот.

Е.ЛИСТОВА: Потому что там есть оператор Юсов, который...

Е.АФАНАСЬЕВА: Который Юсов.

Е.ЛИСТОВА: Который Юсов. Ну, простите, кино сделано на швейной машинке, будем так говорить. Если не считать, что сколько-то денег стоят поездки, там, куда-то там во Францию и так далее.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть если есть личность и есть история, которую можно рассказать, то не обязательно вкладывать в это сотни тысяч долларов.

Е.ЛИСТОВА: Абсолютно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Можно сделать и проще.

Е.ЛИСТОВА: Можно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но это не значит, уважаемый Михаил и прочие, что не надо платить за копии в интернете и в видеопрокате автору, а не пиратам, которые на этом зарабатывают.

Е.ЛИСТОВА: Ну, или хотя бы, правообладателю, так скажем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Владимир пишет: «Лиза, метро, – не в кавычках, не ваш фильм, а как объект, – не мировое достижение, а мрачный памятник тоталитаризму». Предложение: «Средмаш – Государство в государстве, миллионы работающих, сотни уникальных строек». Кирилл из Петербурга предлагает: «А может, фильм про Питер – это рассказ про военные заводы?» Сергей из Петербурга латиницей пишет: «Лиза умница». (все смеются) «Спасибо за передачу о Рабочем и Колхознице, автор проекта реставрации, Елена». Это, значит, как я понимаю, Елена – автор проекта реставрации?

Е.ЛИСТОВА: Я не знаю. Но дело в том, что я не делала ничего про Рабочего и Колхозницу. Вы бы, Елена, рассказали бы поподробнее, потому что я бы с удовольствием посмотрела бы сама.

Е.АФАНАСЬЕВА: Елен, пришлите, что вы видели про Рабочего и Колхозницу.

Е.ЛИСТОВА: Да. Там, конечно, жуткая история имеет место, и хотелось бы как-то быть в курсе.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363-36-59. Давайте еще звоночек, успеем, несколько может быть звонков принять. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

Е.АФАНАСЬЕВА: Будьте добры, приемник выключите.

СЛУШАТЕЛЬ: Я выключила. Будьте любезны, скажите, пожалуйста, по второму каналу, по которому сейчас, вот, представитель которого ваш гость, теперь часто демонстрируются, по-моему, каждую неделю. Все фильмы очень интересные. Вот, может быть, Елизавета, внучка прекрасного-прекрасного прадедушки, которого очень-очень благодарю в своей памяти за его творчество, она может очень гордиться своим прадедушкой. Так вот, чтобы ваша гостья сказала, чтобы разобраться, каждую ли неделю идут фильмы документальные? Они все там очень-очень ценные. Канал – молодец, канал сейчас вышел в первые. Расскажите? Вот ответьте, пожалуйста, каждую ли неделю будут документальные фильмы?

Е.АФАНАСЬЕВА: Лиза, отвечайте за весь канал.

Е.ЛИСТОВА: Я попробую. Мне, конечно, сложно говорить, что телевидение – это мы или, там, телевидение – это я.

Е.АФАНАСЬЕВА: Обычно программируют руководители канала. И сказать, что они запрограммируют неделей позже, это сложно.

Е.ЛИСТОВА: Нет, ну, насколько я знаю, у нас существует так называемая линейка документальных фильмов, выходят они каждый день в 22:45 или в 22:50.

Е.АФАНАСЬЕВА: Просто вопрос, наверное, может быть, заметила слушательница, что в сезон-то шли фильмы немножко другие, более такие желто-гламурные, по всем каналам, не только по каналу «Россия». И только летом каналы, когда вот, вроде бы рейтинги падают.

Е.ЛИСТОВА: Может быть, имеется в виду вот этот сейчас такой мегаповтор из этих лучших документальных фильмов?

Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько их хватит, Лиза не знает.

Е.ЛИСТОВА: Нет. Только мои знания простираются не дальше этих анонсов, к сожалению. Ну, по средам в 22:45, если сейчас все это как-то продолжается, то по средам, в 22:45.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363-36-59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это Майя из Петербурга.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Майя, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Лиза, скажите, пожалуйста, а что значит выражение «жертва Эха»? Я не очень поняла. Спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это человек подписался на сайте.

Е.ЛИСТОВА: Тут человек так, говорят, подписался.

Е.АФАНАСЬЕВА: Майя, который тут попытался сказать гадость, спрятавшись за подписью «Жертва Эха» и «Алхимик», вот что это значило. 363-36-59. Давайте еще звоночек. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Лиза, спасибо вам огромное за фильм. Это Ольга из Москвы.

Е.ЛИСТОВА: Спасибо, Ольга.

СЛУШАТЕЛЬ: Очень интересный. Я считаю, что должны знать все жители Москвы и гости столицы об этом удивительном памятнике. Я хочу сказать, что на Площади революции статуи сделаны с живых людей, и одна из них – кстати, мой отец, он был студентом МАИ. И там этот студент, сидящий с инструментами, это его портрет.

Е.ЛИСТОВА: Потрясающе. Вы имеете в виду, что их гоняли позировать или как?

СЛУШАТЕЛЬ: Да-да, приходили художники, которые рисовали их, и потом отливали на станциях. Ну, портретно точное сходство, у меня, вот, фотографии остались и я очень часто прихожу.

Е.ЛИСТОВА: Потрясающе! Ну, вот представляете, вот всегда так бывает. Вот стоит сделать кино, как начинают находиться самые интересные истории.

Е.АФАНАСЬЕВА: Лиз, а вы приходите заранее. Нам будут звонить слушатели, и вам будет что рассказать в эфире.

Е.ЛИСТОВА: Ну да, а как же интрига? Вы ж понимаете.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну да, интригу не выдашь.

Е.ЛИСТОВА: Но это обычная история, хоть прямо переделывай все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Переделывать не надо, нужно апгрейд делать – модное слово. 363-36-59, добрый вечер. Приемник выключайте, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Максим, я из города Волгограда. Я бы хотел Лизе сказать огромное спасибо за тот фильм, который сделала она про нашу статую, про Родину-Мать. Если бы не Лиза, я бы никогда не узнал, что в основании этой статуи лежат, в общем-то, непогребенными тысячи солдат, и что изначально памятник планировался не таким великим. И все было, как бы, в процессе, он был переигран, его весь замысел. Именно из-за этого сейчас, кстати, я хочу отметить, что именно из-за этого, отчасти из-за этого, конечно, сейчас у нас большие проблемы с Родиной-Матерью, потому что несколько лет диагносты отмечают, что она начинает крениться и начинает заваливаться на левый угол, если я не ошибаюсь.

Е.ЛИСТОВА: Бог ты мой, Максим! Ну, в общем... Даже не знаю, что вам сказать на ваше «спасибо»
Просмотров: 941 | Добавил: speaste | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2021
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz